Учитель - логопед: Татьяна Александровна Потехина
Основной целью логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими.
Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон,сенсорных и психических функций. Речь занимает одно из базисных положений в структуре основных познавательных процессов, уровень ее развития является одним из условий успешности любого вида деятельности и становления личности в целом. Соответственно значимость логопеда в учебной деятельности очень высока.
Нарушения речи у детей с ОВЗ с большим трудом подвергаются коррекции, отчего продолжительность коррекционно-логопедической работы превышает время работы с их нормально развивающимися сверстниками. У детей с интеллектуальной недостаточностью дольше формируются те или иные речевые навыки и стереотипы. В работе малоэффективно использование самоконтроля, а также зрительного и слухового контроля за речью. Это в значительной степени отличает работу логопеда в специальной (коррекционной) школе и ставит перед ним задачу постоянного поиска новых методических приемов работы. Нарушения звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно чаще, чем у нормальных сверстников, приводят к нарушениям чтения и письма. У обучающихся начальных классов специальной (коррекционной) школы часто встречаются нарушения звукослоговой структуры слова, выражающиеся как в пропуске или замене согласных в стечении, так и в пропуске, уподоблении и перестановке слогов, частые замены букв при чтении и на письме. Очень часты замены гласных первого и второго ряда. Часто встречаются замены звонких и глухих согласных. Такие замены в сильной позиции обусловлены недостаточной сформированностью фонематического восприятия. Поэтому перед логопедом совместно учителями начальных классов стоит задача: развивать фонематическое восприятие детей и учить их различать звуки, определять позиции звуков в словах.
Для чего нужны занятия с логопедом?
Родители не всегда слышат дефекты в речи ребенка. Часто родители считают, что плохая речь пройдет сама. К сожалению, это не так. У детей с нарушением речи часто формируется комплекс неполноценности. Если ребенок смешивает звуки в произношении, то и писать будет также, потому что человек сначала проговаривает, что собирается написать. Правильная речь позволяет ребенку легче достигать успеха в обществе. Речь — элемент социальной адаптации.